НА ФОРУМАХ
37
130
1
290
2

Агрессия. Практическое руководство. Часть 2

338379f68fcfe46ee9e1582129877001.jpg

Вчера я писала о том, как сдержать собственный гнев (или не обязательно сдержать), а сегодня напишу о не менее важном - как реагировать на агрессию в вашу сторону. Если агрессия физическая, то тут, во-первых, надо как можно скорее выйти из контакта с агрессором, и во-вторых, если дело серьезно, подавать в суд (это, пусть и непопулярное решение, необходимо, чтобы защитить себя и других от необузданности агрессора).
Если же агрессия вербальная, выраженная в форме крика, хамства или злых шуток, ей можно и нужно противостоять. Давайте посмотрим, как это возможно делать.
В ситуации вербальной агрессии можно выделить две составляющие: те чувства, которые мы испытываем при столкновении с хамством или криком и те действия, которые мы можем предпринять в ответ.
Но прежде чем начать говорить о том, как вести себя, необходимо обсудить те разные контексты взаимодействия, в которых может возникнуть агрессивное поведение. Одно дело, если вам нахамили в автобусе или магазине и совсем другое, если хамит начальник или другой человек, от которого вы так или иначе зависите или вынуждены продолжать взаимодействие (сюда же можно отнести агрессивное поведение близких во время конфликта).
В первой ситуации можно просто уйти от контакта с хамом, а после постараться как можно быстрее выкинуть неприятный инцидент из головы. Тут главное, не опускаться на уровень того, что проявляет агрессию или хамит, вы не переиграете его на его же поле, а только усугубите негатив. Поэтому если есть возможность не реагировать, лучше не реагировать. Если же реакция необходима, например, в поликлинике или другом учреждении, старайтесь продолжать спокойно излагать свои просьбы или свою позицию. Хорошо работает метод повторения, когда вопрос повторяется до тех пор, пока вы не получаете ответа. Главное, повторять спокойно и уверенно. Это может быть далеко не просто. Также вы можете выбрать какую-то фразу аналогичную фразе «Извините, в таком тоне я не готов продолжать общение» и на любые попытки перевести разговор на повышенные тона, ее произносить. Ну и конечно тут важно соблюдать баланс между борьбой с хамством и агрессией и своими интересами (то есть, если от человека зависит, что-то важное, например, назначение лечения, увы, иногда надо перетерпеть его поведение).
Во втором случае очень важно то, как вы будете реагировать (внешне и внутренне). Начну с реакции внутренней. Необходимо помнить (понимать, верить), что хамство - это не метод, что даже если вы где-то были неправы, вы не обязаны терпеть хамское и неуважительное к себе отношение и соответственно не терять самоуважения и веры в себя. К сожалению, в нашей культуры довольно часто встречается ситуация, когда начальство пренебрежительно и без уважения относится к подчиненным. Увы это та реальность, в которой мы живем. Если у вас нет возможности найти работу, где бы этого не происходило, научитесь минимизировать контакт. Старайтесь говорить исключительно по делу и не вовлекайтесь в дискуссии не связанные с работой. Вы также можете пробовать использовать фразу о том, что «в таком тоне вы общаться не будете», но тут увы, это не всегда будет эффективно.
Если же агрессию проявляет человек, отношения с которым строятся на равных и это не обычный его стиль поведения, то наилучшим решением будет отложить разговор и разбор ситуации до тех пор, пока он успокоится. И помните, агрессия (если это не стиль жизни) всегда является реакцией на то, что человеку самому очень некомфортно. Либо он расценил что-то, как нападение и начал защищаться или у него закончились аргументы, чтобы отстоять свою позицию.
Ну и безусловно следите за тем, чтобы ваш тон был максимально спокойным, ведь человеку, которого «понесло», уже не так важно, что именно вы говорите, ему важнее то, как вы говорите.
Если же агрессия является чьим-то стилем жизни, задумайтесь, а действительно ли вам необходимо продолжать общение с этим человеком. Я убеждена в том, что возможно минимизировать проявления агрессии в своем окружении.

Агрессия. Практическое руководство. Часть 1


Понятие агрессии в психологии


Несколько слов об уважении

Здоровый свет